Книги В.Ю.Никитина


Работы В. Ю. Никитина

В.Ю.Никитине

В.Ю.Никитине

В.Ю.Никитине
О В. Ю. Никитине
В издательском доме «Один из лучших» уже подписана в печать книга Вадима Юрьевича Никитина, доцента кафедры сценического танца Российской Академии театрального искусства (ГИТИС) и профессора кафедры эстрадного танца Московского государственного университета культуры и искусства, «Модерн-джаз танец: этапы развития, метод, техника». Вскоре эта книга появиться в магазине издательства «Книжная сцена».

Первое издание книги, «Модерн-джаз танец: история, методика, практика», увидело свет в 2000 году благодаря издательству «ГИТИС». За короткое время эта книга стала библиографической редкостью, потому что сразу же привлекла к себе внимание педагогов и исполнителей, занимающихся современным танцем, как первое, и пока единственное, практическое руководство по модерн-джаз танцу на русском языке. Сегодняшнее издание – второе, дополненное и обработанное – потребовала сама практика. Второе издание выходит в нужный момент, поскольку интерес к современной хореографии неуклонно повышается. Дилетантизм и недостаток информации в современном танце необходимо преодолеть. Особенно на периферии. Русская провинция по-прежнему остается «городками, из которых ни до какой границы не доскачешь», а вот интерес к новым веяниям там всегда огромен, особенно в искусстве танца! Но специальной литературы, к сожалению нет. Особенно это касается современных направлений хореографии. За многие годы вышло всего несколько методических пособий, и в основном это переводы западных учебников. А западные учебники часто страдают одним очень большим недостатком: отсутствием методической части. К сожалению, русские педагоги и балетмейстеры, в силу сложившейся системы хореографического обучения в основном, в свое время, в институте или колледже, занимались только классической и народной хореографией. Сейчас в программу обучения введены новые предметы, такие как джаз танец и танец модерн, диско и другие. Какое-то представление о новых направлениях современного танца есть, но очень высока потребность в практической, учебной литературе. Есть публикации в журналах, в Интернете, имеются в наличии видеокассеты, но работающему педагогу необходимы практические руководства!

Книга Вадима Юрьевича ценна именно как практическое руководство. Не теоретизирование, не научный труд, научный труд он пишет сейчас – докторскую диссертацию по проблемам композиции в современной хореографии. Это – теория. А в предлагаемой книге – чистой воды практика. Открыв ее, можно узнать знать, как строиться урок модерн-джаз танца, какие разделы урока существуют, ознакомиться с терминами. Термины модерн-джаз танца, в отличие от франкоязычной терминологии классического балета - практически все на английском. В книге приводиться словарь, который поможет разобраться в терминологии. Особую ценность представляют рисунки, которые иллюстрируют каждый урок, их более шестисот. Во втором издании значительно расширена глава, посвященная развитию современного танца, описаны основные этапы развития модерн-джаз танца. В этой главе делается попытка дать классификацию основных направлений современной хореографии, их взаимосвязь и взаимовлияние. Во второй части книги – методика преподавания, причем важно место в этой главе отведено построению процесса обучения педагогов. Третья часть – практическая. В ней записаны 30 уроков модерн-джаз танца для различных уровней подготовки.

В русской хореографии в настоящее время происходит примерно то же самое, что происходило в Америке в 50-60 годы: ломаются традиции, привычные стереотипы, хореографы стали свободны в своем творчестве. Первое накопление информации произошло, мы уже знаем, что такое джаз, что существует модерн, но чтобы продвигаться дальше – информации очень не хватает, и это самое большое упущение. В США издается порядка 3-4 национальных танцевальных журналов. В «Dance magazine» десятки страниц посвящаются всем мировым семинарам, школам, фестивалям. Там печатаются адреса педагогов, мест, где можно приобрести учебные пособия и видеокассеты.

У нас пока всё идет снизу. Инфраструктура любительского искусства в России сложилась еще в советские времена. В каждом городе, в каждом поселке есть дома культуры, клубы – они работают, действуют, туда идет молодежь, дети. И в основном как не парадоксально, наибольшим спросом пользуется именно искусство хореографии. Почему сложилась такая ситуация? Многие виды любительского искусства сейчас не востребованы: на хор никого калачом не заманишь, фотографией народ тоже не особо увлекается, да и в драмкружки не стремится. Что осталось? Хореография! Она живет и будет жить – танец искусство вечное.

Автор даже не претендует на какие-либо громкие слова о своей книге. Потому что только по книгам хореографию изучить невозможно. Цель этой книги - оказать помощь для педагогов. Помочь им найти что-то свое, индивидуальное. Чтобы они умножили те знания, которые у них есть, чтобы смогли классифицировать, понять методику. На эти методические «полочки», данные в книге В.Никитина, уже каждый педагог самостоятельно положит тот материал, которым он владеет. Потому что часто бывает больно смотреть, как хореографы в силу отсутствия информации, оттого, что нигде не бывают, «изобретают велосипед». Создают нечто, как им кажется, не похожее ни на что известное, преисполняются уверенностью, что сказали новое слово в хореографии. Потом приезжает на фестиваль более или менее высокого ранга – и оказывается, что честно самостоятельно открытые ими приемы уже давно открыты независимо от них. Это действительно тяжелое разочарование, после которого руководители танцевальных коллективов часто плачут, не стесняясь слез. Представьте себе: коллектив в провинциальном городе шел «на ура», все там любили их, им аплодировали, приглашали на районный смотр как самых лучших! А здесь, на международном конкурсе, они вдруг оказываются на самом последнем месте… И все потому, что не с чем сравнивать.

Вот для помощи таким руководителям и служит книга Никитина. И не только им. Много интересного для себя в ней найдут исполнители, историки балета, критики, все те, кто профессионально и любительски занимается современной хореографией. Поэтому эта книга не только станет украшением полки новинок библиотеки любого российского города, но и наверняка будет востребован. Потому что она – первая в своем роде. Кирилл РОЖКОВ



• Если вы хотите прочитать предисловие к новому изданию – щелкните на фото.
• Если вы хотите заказать книгу в электронном варианте – напишите по адресу: dancer-v@mail.ru

 
 

 

 

 

 
 
Логин:
Пароль:
                  

         Школа современного танца под руководством Вадима Юрьевича Никитина