ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

В.Ю.Никитине Работа на этой книгой была начата в 1993 году, первое издание увидело свет в 2000 г. Естественно, что современный танец за это время совершенно изменился, особенно в нашей стране. Прошло почти 10 лет с тех пор как в Ярославле состоялся первый семинар современного танца, в котором принимали участие такие известные педагоги как Мэйбл Робинсон, Аллен Луафи, Келли Холт, Мирра Базел. Это был первый официальный семинар , на котором русские педагоги познакомились с таким направлениями как танец модерн и джазовый танец. Конечно, и до этого приезжали в Москву по частным приглашениям целый ряд известных педагогов – Б.Феликсдан, М.Гарднер,(педагог, у которого в Копенгагене учился автор этих строк), Э.Рооге, Э.Валлентайн и другие. И всегда это было открытием… Открытием новой лексики танца, новой техники , нового подхода к движению. И для нас, первых педагогов, которые нашли в себе смелость заниматься этими, считавшимися запретными техниками танца, это был просто оглушительный поток информации, открытие новых горизонтов в нашей работе. В 1992 году в Москве состоялся Первый семинар ADF. Значение этого события трудно оценить. Впервые в Москву совершенно официально приехали лучшие педагоги США – Бетти Джонс (танцевавшая в труппе Хосе Лимона), Джин Радди (ассистент Марты Грэхэм), преподаватель центра Американского танца А.Эйли – Бернард Джонсон и другие педагоги. Две недели в театре им.А.С.Пушкина царил современный танец во всем его великолепии. Затем Второй семинар ADF в 1996 году, Третий – в 2000. В промежутке – Великое Пришествие МАСТЕРА – в 1995 году Москву посетил и дал несколько классов Мерс Каннинхэм – всемирно известный педагог и хореограф. Семинар Французской Академии танца в 1998 году, Первый и Второй Европейские Фестивали Современного танца , региональные семинары и мастер-классы, проводимые известными педагогами всего мира.

Современный танец в России начал свое победное шествие. Оглядываясь назад трудно поверить, что еще в конце 80-х годов в Москве было 5-6 педагогов ,которые занимались поисками в области современного танца. Я думаю, в контексте данного пособия будет очень уместно сказать и о первом педагоге джазового танца Алле Георгиевне Богуславской, человеке огромного мужества. Поскольку в то время, закончив карьеру солистки Большого театра, начать преподавать джаз танец - было просто криминально. Нельзя не упомянуть и Николая Огрызкова, чья школа одна из первых в Москве, на долгие годы стала синонимом современного танца в столице. Нельзя не вспомнить Геннадия Абрамова, чьи поиски в танцевальном постмодерне дали поразительные результаты и не только в хореографии, но и в драматическом театре. Это замечательные педагоги Марина Суворова, Валентина Нелюбина, Валентина Гуревич те , кто нашел в себе смелость отойти от привычных рамок академического танца и искать новые пути.

Сейчас положение кардинально изменилось. Открылось большое количество школ, для многих исполнителей джазовый танец и танец модерн стали основой профессиональной деятельности, однако проблема воспитания, проблема хороших педагогов встала еще острее. В России прекрасная школа классического танца, которая готовит высокопрофессиональных исполнителей, в России огромное количество талантливых хореографов, которые мыслят новыми понятиями и привносят свое видение танца. Однако,когда вопрос стоит о подготовке исполнителей именно в области современного танца – то отсутствие или профессиональная несостоятельность педагогов дают о себе знать до сегодняшнего времени. Оглядываясь назад, трудно поверить что за 10 лет в России возникло множество профессиональных, и «не очень», коллективов современного танца, что предметы «джаз танец» и «танец модерн» введены в программы обучения будущих артистов балета и хореографов, что изданы пособия (правда очень немного) по методике преподавания современного танца, что русские педагоги и исполнители смогут свободно ездить на всемирно известные семинары в Вену, Париж, Нью-Йорк. Однако это случилось, и русское хореографическое искусство стало более многообразным и интересным.

Aнализируя любую систему танца (классический, народный, историко-бытовой, бальный танец), мы можем четко выделить определенный набор движений, которые свойственны только этой системе танца. Особенно четко это можно проследить в классическом балете, где существует веками отшлифованный, четко зафиксированный язык движений. Когда же речь заходит о современном танце, то зачастую анализ языка движений лексического модуля заменяется рассуждениями о современности темы произведения, современности звучания музыки, современности героев произведения.

В начале 20 века возник новый язык движений, новая хореография, новый лексический модуль, который получил название ТАНЕЦ МОДЕРН. Параллельно шло развитие ДЖАЗ ТАНЦА, как определенной самобытной танцевальной техники. Развиваясь и совершенствуясь, эти техники танца не могли не повлиять друг на друга. Начиная с 70_х годов нашего века возникло множество танцевальных школ, которые органически соединили технику танца-модерн и джазового танца, многое заимствовав из классического балета и других направлений хореографии.

Эта книга является попыткой проанализировать и систематизировать достижения одной из ведущих в настоящее время систем — МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЦА. В книге кратко изложены теоретические принципы этого направления и основное — практика обучения. Это не только педагогические приемы и методы, не только двадцатилетний опыт работы автора, но и записи уроков для различных уровней обучения.



К сожалению книги были изданы очень небольшим тиражом, и о переиздании пока речи не идет, поэтому Вы можете заказать диск с печатными работами В.Ю. Никитина, PDF и DOC формат, стоимость. 500 р., в который входят следующие книги:
1. «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника». Издание 2004 года дополненное и переработанное.
2. «Использование стретчинга в профессиональной подготовке исполнителей современного танца». Издание 2005 года.
3. Монография «Теория и практика формирования художественно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии» (на примере преподавания предмета «Композиция современного танца»).
4. Монография «Инновационный подход к профессиональному обучению балетмейстеров современного танца».
5. Композиция в современной хореографии. Учебно-методическое пособие. МГУКИ 2007

← Назад

 
 

 

 

 

 
 
Логин:
Пароль:
                  

         Школа современного танца под руководством Вадима Юрьевича Никитина