Стретчинг для профессионалов

Предисловие что такое стретчинг? Английское слово Stretch ( растягивать ) в последние 5-6 лет стало известным как обозначение направления в оздоровительной гимнастике. Это направление базируется на упражнениях, которые дают возможность с помощью растягивания мышц различных частей тела добиться хорошего мышечного тонуса и, следовательно, достичь определенного оздоровительного эффекта.

Уже само слово «стретчинг» (потягивание, вытяжение) говорит о характере упражнений: во время их выполнения мышцы различных частей тела подвергаются растягиванию, несколько секунд остаются в таком состоянии, а затем возвращаются к норме.

Для усиления кровообращения стретчинг не подходит, все движения слишком медленные, но у растягивания есть свои плюсы:

• Благодаря растяжению мышцы расслабляются и становятся эластичными.
• Суставы приобретают большую подвижность, в результате увеличивается гибкость.
• Сосредоточенное, глубокое дыхание благотворно влияет на головной мозг.

Существует огромное количество пособий, в которых приводятся целые комплексы упражнений, в основном заимствованные из йоги. Однако вся эта литература предназначена для обычного человека и все авторы подчеркивают, что приведенные упражнения просты и доступны каждому.

О чем эта книга? Однако существует направление профессиональной деятельности, где выворотность и растяжка являются профессиональными требованиями. Это искусство ТАНЦА. Существует даже специальный термин «ШАГ», который обозначает высоту, на которую исполнитель может поднять ногу, и чем она больше, тем лучше. И конечно, в системе подготовки профессиональных исполнителей существует раздел растяжек, обычно в положении «нога на станке». Но не все педагоги и не на каждом уроке дают этот раздел. Подразумевается, что исполнители должны этим заниматься самостоятельно. Однако далеко не каждый учащийся может это сделать самостоятельно, во-первых, в связи с ограниченным набором упражнений, во-вторых, в силу большой опасности травм.

В.Ю.Никитине В 1992 году в Ярославле состоялся первый семинар современного танца, на который приехали известные американские и европейские педагоги. Среди них был Аллен Луафи – бельгийский педагог и хореограф. Он представил собственную танцевальную технику и свой урок, который был построен на растяжении. Создание собственной системы подготовки было вызвано тем, что он начал заниматься танцем очень поздно, в 16 лет, и необходимых для каждого профессионального исполнителя данных (таких как «шаг» и выворотность») ему было выработать достаточно сложно. Однако с помощью им самим разработанных упражнений, он смог добиться невероятных результатов. О его успехе говорит то, что долгие годы он был ведущим исполнителем в труппе Мориса Бежара. Именно система этого педагога показала, что использование стретчинга в практике профессиональной подготовки очень индивидуально, и зависит, прежде всего, от природных данных исполнителя. Существует мнение, что у детей гибкость больше чем у взрослых. Однако это не всегда так. Специальные исследования показали, что подвижность в суставах лучше всего поддается развитию в 9-13 лет. В этом периоде она развивается почти в 2,5 раза эффективнее, чем у старших школьников. Возраст 13-14 лет самый поздний, в котором можно начинать развитие подвижности в суставах. Если у ребенка от природы развита выворотность тазобедренного сустава, длинное ахиллессово сухожилие, структура мышц продольная – то этот ребенок гораздо более перспективен для танца и не нуждается в дополнительных занятиях стретчингом. Однако очень часто природные данные не идеальны, и вот тут возможны корректирующие упражнения, которые позволят исправить природные недостатки. Ни для кого не секрет, что отработанная методика отбора детей в хореографические училища с необходимыми для танца природными данными, в настоящее время, не всегда действует. Открылось много альтернативных, не государственных училищ и институтов, в которых готовят исполнителей для профессиональной работы в области хореографии. Кроме того, появилась новая специальность – артист шоу и варьете, которой очень часто занимаются люди, которые вообще не заканчивали хореографического училища. И очень часто практический опыт показывает, что и более позднем возрасте, 18-20 лет, есть реальная возможность растянуть мышцы и приобрести необходимые профессиональные данные. Это зависит, прежде всего, от анатомических возможностей человека и во многом, от его трудолюбия.

В техниках современного танца (джаз-танец, танец модерн) существует большое количество упражнений, направленных на развитие выворотности тазобедренного сустава и растяжение мышц. Однако эти упражнения всегда являются вспомогательными и далеко не все педагоги используют их в уроке. Моя практическая и педагогическая деятельность на протяжении более чем 20 лет показала, что стретчинг это необходимый раздел урока в современном танце, как для любителей, так и для профессионалов.

В чем отличие профессионального стретчинга?

Рассмотрим основные отличия профессионального стретчинга от оздоровительного. Главная идея оздоровительного стретчинга – Не навреди. Он предназначен для любого возраста и уровня здоровья, поэтому даже некоторые упражнения из йоги, проверенные веками, считаются в этом направлении оздоровительной гимнастики нежелательными. Задачи оздоровительного стретчинга:

• Развитие гибкости всего тела (в профессиональном стретчинге основная нагрузка падает все таки на растяжение мышц ног, ахилла и паховых мышц).
• Ослабление напряженности и скованности.
• Улучшение реакции мышц.
• Улучшение координации и кровообращения.
• Более быстрое удаление шлаков, понижение нагрузки на хрящи суставов и межпозвоночные диски, и как результат – улучшение общего состояния всего организма.


Все эти задачи сохраняются и при профессиональном стретчинге, однако, изменяются цели. Цель профессионального стретчинга – выработка необходимых для профессиональной деятельности качеств, в данном случае, для танца. Естественно «шаг» и выворотность – это еще не показатель профессионального уровня исполнителя и данное пособие не претендует на учебник по танцу. Но эти качества – важнейшие в профессиональной деятельности. В оздоровительном стретчинге основная работа направлена на растягивание мышц. В профессиональном стретчинге много упражнений, которые растягивают сухожилия и даже развивают подвижность суставов. В оздоровительном стретчинге занимающийся ни в коем случае не должен чувствовать боль и испытывать какие либо неприятные ощущения. В профессиональном стретчинге очень часто исполнение упражнений требует больших волевых усилий, поскольку они достаточно болезненны. В предлагаемом пособии приводятся КОМБИНАЦИИ растяжек, что также отличает профессиональный стретчинг, поскольку в оздоровительном стретчинге в основном используются только отдельные позы.

Кому предназначена эта книга?

Прежде всего, для педагогов, как профессиональных, так и любительских танцевальных коллективов. Возможно, что-то для своей работы найдут тренеры, занимающиеся такими видами спорта, как гимнастика, фигурное катание, спортивный танец. Надеюсь, что это пособие даст возможность самостоятельно заниматься исполнителям. Конечно, вы можете при исполнении приведенных упражнений проявить и свои творческие способности и в соответствии с вашими задачами видоизменить предложенные комбинации.

К сожалению книги были изданы очень небольшим тиражом, и о переиздании пока речи не идет, поэтому Вы можете заказать диск с печатными работами В.Ю. Никитина, PDF и DOC формат, стоимость. 500 р., в который входят следующие книги:

1. «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника». Издание 2004 года дополненное и переработанное.
2. «Использование стретчинга в профессиональной подготовке исполнителей современного танца». Издание 2005 года.
3. Монография «Теория и практика формирования художественно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии» (на примере преподавания предмета «Композиция современного танца»).
4. Монография «Инновационный подход к профессиональному обучению балетмейстеров современного танца».
5. Композиция в современной хореографии. Учебно-методическое пособие. МГУКИ 2007

Если вас устраивает цена, вы должны оплатить указанную сумму в любом офисе МТС на телефонный номер, который я вам пришлю, при этом сообщить ваш электронный адрес. При получении СМС о платеже, в этот же день вы получите по электронной почте одну из книг, после получения денег вам будет выслан диск, либо отправлены остальные книги по электронной почте. С уважением В.Никитин

• Если вы хотите заказать книгу в электронном варианте, вы можете написать по адресу dancer-v@mail.ru

Скачать с сайта:
Прайс на книги и видео
Резюме

← Назад

 
 

 

 

 

 
 
Логин:
Пароль:
                  

         Школа современного танца под руководством Вадима Юрьевича Никитина