В.Ю.Никитине

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сразу расставим все точки на «i». Я не балетмейстер и не хореограф (о сходстве и различии этих терминов мы поговорим ниже). Да, безуслов- но, мне довелось ставить много работ, на эстраде, в драматическом теа- тре, учебные работы в ГИТИСе, но я не причисляю себя к хореографам- постановщикам. Мои профессиональные интересы связаны с исследованием теории и методики преподавания танца, а конкретно — современных на- правлений хореографического искусства. Мои профессиональные задачи — анализ, систематизация и создание рекомендаций для обучения, потому что основная моя профессия — педагог. И как педагог я прекрасно понимаю, что профессиональное обучение мастерству хореографа в современном тан- це — недостаточно разработанная область в педагогике искусства. Терпси- хора всегда оставалась «Золушкой» в ряду остальных муз с точки зрения научного подхода к профессиональному обучению. Будущему хореографу современного танца необходимо изучить ряд законов, приемов, правил, ко- торые составят профессиональную основу его творческой деятельности. Та- кая система профессионального обучения разработана Р. В. Захаровым для балетмейстеров классического балета; Т. А. Устиновой, И. В. Смирновым, А. А. Климовым — для балетмейстеров народного танца, но для балетмей- стеров современного танца такой системы, увы, не существует!

Я не могу и не имею права делиться индивидуальными секретами про- фессионального мастерства, так как это делали великие балетмейстеры классического танца — Р. Захаров, Ф. Лопухов, М. Фокин, К. Голейзов- ский — в своих опубликованных трудах. Моя задача — обобщение и систе- матизация того педагогического опыта, который уже накоплен в области преподавания мастерства хореографа именно в джазовом танце, танце мо- дерн и contemporary, т. е. в той огромной сфере хореографического искус- ства, которая называется современный танец.

Глава 1 будет посвящена эстетике современного танца, его философии. В ней предпринята попытка создать эстетическую доктрину современного танца, опираясь на различные мнения и исследования этого направления хореографического искусства.

В главах 2–6 я меньше всего претендую на оригинальное искусство- ведческое исследование основных направлений современного танца. Это практически невозможно, потому что нет источников, опираясь на кото- рые можно было бы провести серьезный анализ творчества того или иного хореографа, направления, школы. Безусловно, множество работ известных американских и европейских хореографов благодаря развитию масс-медиа стали сейчас доступны русскому зрителю. И мне либо в видеозаписи, либо в сценическом варианте удалось посмотреть спектакли, которые приводят- ся в качестве примеров. Однако задача, поставленная в этих главах, прежде всего информационная: дать обзор, картину развития, тенденции совре- менного танца — именно это лежит в основе концепции книги. Поэтому я намеренно привожу большое количество цитат, которые дают возможность узнать множество точек зрения различных критиков и исследователей со- временного танца. Необходимо также учитывать, что основной источник информации о современном танце — это Интернет, который может гре- шить ошибками, и орфографическими, и историческими, и фактическими. К сожалению, ничего с этим сделать нельзя. Россия только пытается войти в мировое хореографическое пространство в области современного танца. Предлагаемая работа является лишь первой попыткой создать объектив- ное исследование современной хореографии. И главная часть этой работы практическая — обучение хореографов. Историческая же часть приводит- ся исключительно для информации.

В главе 2 рассматривается история джазового танца как первого направ- ления, которое относится к современному танцу.

Глава 3 посвящена танцу модерн, его исторической эволюции, творче- ству наиболее известных хореографов и исполнителей.

В главе 4 мы попытаемся проанализировать такое танцевальное направ- ление, как contemporary dance.

Глава 5 посвящена европейскому современному танцу и развитию со- временного танца в России.

В главе 6 рассматривается современный танец как социокультурный феномен.

Глава 7 посвящена исследованию особенностей художественного мыш- ления хореографа и профессиональных способностей.

Глава 8 отведена теоретическим аспектам мастерства хореографа в со- временном танце.

Глава 9 — практическая: упражнения, задания, темы для изучения.

Глава 10 предназначена для педагогов, это методические рекомендации и советы.

Мастерство хореографа в современном танце не является чем-то обосо- бленным, никак не связанным с традициями, и я искренне надеюсь, что эта работа будет полезна и тем педагогам, которые преподают мастерство хореографа в классическом балете и народном танце.

← Назад

 
 

 

 

 

 
 
Логин:
Пароль:
                  

         Школа современного танца под руководством Вадима Юрьевича Никитина